«Старая дама» - именно так прозвали жители Будапешта Цепной мост, носящий имя графа Иштвана Сечени.
Граф Сечени, известный в свое время политик и щедрый меценат, фактически является «отцом» этого моста, ныне представляющего большой интерес для туристов. Зимой 1821 года граф переправлялся через Дунай на лодке во время ледокола. Увиденная воочию опасность подобного способа переправы и заставила его задуматься о сооружении моста.
Не откладывая выполнение своего решения надолго, граф Сечени пригласил из Англии инженера Уильяма Тирани Кларка, опытного мостостроителя, до этого плодотворно работавшего у себя на родине.
Закладка первого камня в основание нового моста была произведена в конце августа 1842 года. На торжественной церемонии по этому случаю присутствовал сам регент Венгрии Йожеф Габсбург, а также иные члены императорской семьи.
Английский инженер в силу большой занятости не имел возможности постоянно присутствовать при строительстве моста, и потому вскоре прислал руководить работами коллегу из Шотландии – Адама Кларка, который впоследствии окончательно поселился в гостеприимной Венгрии.
Семь долгих лет строители возводили мост. Немало трудностей и проблем технического характера вставало на их пути. Дело осложнилось тем, что финальная фаза строительства пришлась на время освободительной войны против монархии Габсбургов.
Во время строительства Цепного моста было немвло и забавных моментов. Так, 28 марта 1848 г. строители принялись подвешивать звенья цепи к опорам моста: эти звенья поддерживали пролеты. На 18 июля была запланирована подвеска последнего звена. Сам Иштван Сечени наблюдал за ходом работ с плавучих лесов. Внезапно, в результате неисправности подъемного механизма, одно звено упало вниз, прямо на леса. Все, кто находились на них, включая и графа, вынуждены были искупаться в Дунае.
В 1849 году австрийские войска обстреливали мост из пушек, а в мае и вовсе пытались взорвать, подложив под него мину с 400 кг. пороха (руководил подрывом полковник Алноха). К чести строителей, мост выстоял. А следующую попытку разрушить взрывом якорные камеры, в которых крепились цепи, держащие мост, предотвратил сам Адам Кларк: он залил эти камеры водой.
И вот, наконец, 20 ноября 1849 года состоялось торжественное открытие моста. А в день 50-тилетней годовщины со дня открытия мост был назван в честь Иштвана Сечени. Сам Граф Сечени так ни разу и не прошелся по «своему» мосту.
Во время Второй мировой войны эсэсовцы взорвали мост. После войны жители Будапешта провели сбор средств на его восстановление. В день своего столетия, 20 ноября 1949 г., восстановленный (и значительно расширенный) мост был вновь открыт
Цепной мост имени Иштвана Сечени – один из главных символов Будапешта. В темное время суток он ярко освещен и привлекает множество туристов.
Согласно забавной легенде, если меж двух каменных львов, что установлены при въезде на мост, пройдет муж, который ни разу не изменял своей благоверной, львы тут же зарычат. Возможно, когда-нибудь это невероятное событие произойдет.
|